Уже рано утром к упавшему самолету направили специальную бригаду, сформированную из рабочих отдела перевозок и солдат местной воинской части. Им предстояло разобрать обломки и перевезти извлеченные из-под них останки погибших в грузовой ангар, расположенный недалеко от аэровокзала. К этому времени снег прекратился, и резко похолодало. Столбик термометра мгновенно упал делений на двадцать, а мороз тем временем продолжал крепчать. Если учесть, что уже днем четвертого января на улице было минус тридцать два, а к вечеру термометр показывал сорок четыре градуса, то можно себе представить, насколько сложно было этой бригаде выполнять поставленную перед ними задачу. Прибыв на место катастрофы, они увидели картину, о которой всегда вспоминали с ужасом. В первую очередь, от кольцовского руководства поступило сообщение о трагедии дежурному обкома партии и оперативному дежурному ВВС округа. У военных же существует четкая и отлаженная система оповещения, нарушать которую никто не имеет права даже в самых экстремальных случаях.
Оперативный дежурный штаба округа, получивший донесение от своего коллеги из ВВС, сразу же связался с начальником штаба Уральского военного округа генерал-лейтенантом Львом Соломоновичем Сквирским, а уже тот должен был передать полученную информацию в Москву и доложить командующему – Г.К. Жукову. Собравшись с духом, после небольшой паузы, начальник штаба набрал номер командующего округом. Маршал Г.К. Жуков выслушал доклад абсолютно спокойно и, немного помолчав, сказал: «Это большая потеря для нашего спорта, а для родных и близких – невосполнимая утрата. Не забывайте, товарищ генерал, что самолет разбился на территории нашего округа. Мы с Вами должны сделать все, чтобы проводить ребят в последний путь так, как они того заслуживают. Поручите решение всех вопросов, связанных с подготовкой похорон, начальнику физподготовки округа подполковнику Алавиру Н.К. и начальнику окружного Дома офицеров подполковнику Филоненко Н.Е.».
Уже к вечеру Алавир и Филоненко вместе с начальником спортклуба Ю.Н. Смирновым и офицером отдела боевой подготовки П.В. Ляпиным разработали детальный план своих действий, установив очень жесткие сроки, позволявшие сделать все как можно скорее. В военной комендатуре вокзала уже утром появился дежурный офицер, который должен был встречать приехавших на похороны родственников погибших и отправлять их в Кольцово. Для этого выделили несколько автомашин, постоянно находившихся в распоряжении дежурного. Солдатам воинской части, расквартированной в Кольцово, поручили вырыть большую братскую могилу, и оказать необходимую помощь в работах, связанных с подготовкой похорон. Для оказания воинских почестей во время погребения в Кольцово было приказано направить взвод солдат из мотострелковой дивизии. Художественному руководителю духового оркестра Уральского военного округа было приказано прибыть на похороны. Хозяйственные службы округа выдали дополнительную норму спирта, необходимую как для инструментов, так и для солдат: мороз был нешуточный. Предусмотрено было буквально все. В маленьких поселках любая новость распространяется мгновенно, а уж когда погибли сразу девятнадцать человек, большинство из которых были хорошо известны любителям спорта, то никакая конспирация, никакие грозные запреты, которые, к слову сказать, имели место, не могли сохранить случившееся в тайне. Тем более, что почти все взрослые жители поселка в эти дни оказались непосредственными участниками событий, связанных с организацией и проведением похорон хоккейной команды ВВС. Так что в Кольцово эта авиакатастрофа ни для кого не была секретом.
Тем временем работникам поселкового клуба, расположенного в стареньком деревянном здании с печным отоплением, пришлось срочно убирать все стулья. После обеда в клуб явилась бригада плотников и быстро соорудила из досок длинное возвышение. Ночью из грузового ангара рабочие и солдаты привезли девятнадцать обитых красной материей гробов, закрытых крышками, и установили их в ряд на этом возвышении. На каждую крышку дежурившие в клубе девушки положили табличку с фамилией того, чьи останки покоились в данном гробу. Стоит так же отметить, что в клубе было организовано круглосуточное дежурство комсомольцев кольцовского авиаотряда, которые должны были следить за печами, встречать приехавших родственников погибших, а в случае необходимости оказывать им первую медицинскую помощь. Всех приехавших на похороны размещали в здании профилактория летного состава, расположенного напротив клуба. Ответственной за размещение была Полина Басарыгина, которая сразу же окружила прибывших максимальной заботой и вниманием. Наступил день прощания с трагически погибшими в авиационной катастрофе хоккеистами команды ВВС и членами экипажа.
Все жители поселка, от мала до велика вышли проводить их в последний путь. Несмотря на сильный мороз и полное отсутствие информации о похоронах, в Кольцово из Свердловска приехало очень много людей. Среди провожающих были и хоккеисты ЦДКА, которым в эти дни предстояло провести здесь матч Чемпионата страны против местного «Динамо». Венков было столько, что все они не смогли поместиться в траурном зале. Когда к клубу подошла колонна военных грузовиков с опущенными бортами, накрытыми красной материей, вся площадь перед клубом оказалась запруженной народом. Под скорбные звуки духового оркестра из зала вынесли первый гроб и установили его на машину, рядом положили несколько венков, машина медленно двинулась в сторону кладбища. За ней шли родные покойного и часть провожающих. Подобное повторялось еще восемнадцать раз, и примерно через час огромная вереница из машин и идущими за ними людей протянулась почти на полтора километра. Огромная могила была вырыта на самом краю кладбища. Подходы к ней с трех сторон ограничивали старые захоронения, а с южной стороны было чистое поле. Именно здесь еще утром солдаты расчистили от снега небольшую территорию для провожающих. Ее размеры оказались явно недостаточными и непрерывно подходившие люди вынуждены были протаптывать себе дорогу в глубоком снегу. От дороги гробы несли на руках и устанавливали их на краю могилы.
После выступления официальных лиц из штаба Уральского военного округа и спорткомитета, солдаты опустили в могилу первый гроб. Как только были опущены уже все девятнадцать гробов, и почетный караул девятнадцатью залпами отдал воинские почести погибшим, произошла непредвиденная заминка. По христианскому обычаю при прощании люди всегда бросают в могилу горсть земли. Естественно, этот ритуал совершили находившиеся недалеко от могилы родственники погибших, но затем это же захотели сделать и остальные, пришедшие на похороны люди. А при таком скоплении народа, тесноте и ограниченности территории, которые были в тот день на кладбище, это могло привести к давке и возникновению непредвиденных ситуаций. Поэтому людей попросили подходить к могиле не спеша, один за другим и после прощания выходить в сторону дороги. К счастью, все прошло достаточно организованно и без каких-либо существенных недоразумений, если не считать обмороженные пальцы музыкантов, прихваченные морозом носы и уши почетного караула да замерзшие ноги провожавших, набравших в обувь снег.
Когда свою горсть земли бросил последний из провожавших, солдаты зарыли могилу, уложили на свеженасыпанный холм многочисленные венки и под звуки прощального марша мимо могилы, строевым шагом, промаршировал почетный караул. Траурные мероприятия были окончены, но теперь предстояло разобраться в причинах самой трагедии. С этой целью в Кольцово была направлена государственная комиссия, которая незамедлительно начала свою работу. В те годы еще не практиковалась расшифровка бортовых самописцев, в которых в случаях катастрофы сохраняются магнитные записи нескольких параметров (скорости, высоты, количества и давления топлива) и источников речевой информации, то есть, всего того, что говорили в этот трагический момент находившиеся на борту члены экипажа. Их попросту тогда не было. И поэтому все выводы комиссии на тот момент времени могли быть построены лишь на основании умозаключений, базирующихся на собранных по крупицам сведениях, в той или иной степени связанных с данной трагедией. Неожиданно для комиссии выяснилось, что в тот же вечер могла произойти еще одна катастрофа с тем самым пермским рейсом, который приземлился последним.
Самолет с новосибирским экипажем под командованием Езерского вышел на полосу под углом и, едва коснувшись колесами полосы, ушел вправо от нее в направлении стоянки самолетов. Каким-то чудом машина остановилась чуть раньше столкновения. К этому моменту в ее баках не было ни капли бензина, который экипаж сжег, кружа над Кольцово в ожидании своей очереди на посадку. В числе самых первых свидетелей было решено допросить всех командиров, совершавших посадку в тот трагический час. По вопросам, которые им задавались, чувствовалось, что члены комиссии (а это были, в основном, высшие офицерские чины ВВС, среди которых однажды даже появился и Василий Сталин, прилетевший в Кольцово на один день) недоумевают: почему четыре гражданских летчика сумели посадить свои самолеты, а опытный боевой летчик майор Зотов – не смог. Мысль о недостаточной квалификации экипажа была сразу и безоговорочно отвергнута. В те годы далеко не на каждом самолете имелся штурман, а здесь – полный комплект: два пилота, штурман, бортмеханик, радист, борттехник. На основании этого основную вину пытались сначала возложить на диспетчерскую службу, которая, якобы, плохо руководила посадкой. Однако при объективном и непредвзятом подходе любому специалисту было ясно, что это не так. Диспетчеры сделали все, что смогли. Большую помощь с земли оказать было просто невозможно. В итоге, по результатам расследования комиссия выдвинула и тщательно обсудила шесть версий, каждая из которых могла стать причиной гибели самолета с хоккеистами ВВС на борту. Подавляющее большинство членов Государственной комиссии в конце концов посчитало основной причиной катастрофы незначительные просчеты экипажа, усугубившиеся сложными погодными условиями.
Использованы материалы авторов - С.Гущина, А.Тарасова.