Вел репортаж...
Стоит ли говорить о том, что любой спортивный поединок совершенно невозможен без голосового сопровождения. Только представьте себе – соревнуются спортсмены, волнуются или ликуют болельщики на трибунах, жестикулирует тренер, но смотреть совершенно не интересно. Действие, может быть, зрелищное, но создается впечатление, будто все происходящее очень уж далеко от вас. Как правило, в этой связи возникает уместный вопрос: а стоит ли оставаться на этом телеканале или радиочастоте? Стоит ли досматривать трансляцию до конца?
Но совершенно другое дело, когда зритель, переключая каналы вдруг слышит эмоциональный спортивный репортаж, который мгновенно приковывает все внимание к тому, что в этот самый момент происходит на спортивной арене, ведь спортивный комментатор, одновременно, и собеседник, и интересный гид, заставляющий зрителя переживать за одну из команд, даже если ты всегда болеешь за «наших», а сегодня играет Канада с Финляндией. Во время увлекательного спортивного репортажа возникает ощущение, что спортивный поединок становится еще одним видом искусства.
И вот, в эфире раздается до боли знакомое и всегда очень волнующее – «Внимание! Говорит и показывает Москва...!» Для зрителя это начало его работы у микрофона, а для него – продолжение кропотливого труда над своей ролью, которой жил Николай Николаевич Озеров. Народный артист РСФСР, единственный актер, который на протяжении почти четырех десятков лет, практически ежедневно выступал перед многомиллионной аудиторией. Единственный среди актеров, который никогда не слышал аплодисментов этих миллионов очень благодарных ему людей.
Николай Озеров ворвался в советские дома в начале 50-х годов прошлого столетия, ведь именно в те самые годы советские спортсмены дебютировали на международной арене, и на каждый крупный турнир, неизменно, ездил Озеров. Без его яркого комментария невозможно было тогда представить игру мастеров мяча или шайбы. Со временем Николай Озеров заполнил собой спортивное телепространство, и это происходило не из-за каких-то высоких покровителей, хотя ходили слухи о том, что его комментариями заслушивался Леонид Ильич Брежнев, или умения подать себя перед начальством. Озеров давал болельщикам прекрасное знание предмета, так как сам был спортсменом, и отточенное знание русского языка, и культуру речи, ведь родился он в театральной семье.
Будучи представителем артистической династии, Озеров часто находился в окружении представителей актерского искусства. Бывало, приводил на хоккей актеров Всеволода Санаева, Николая Крючкова и всегда при этом обращался к телевизионщикам с дружеской просьбой: «Обязательно покажите их в трансляции». Однако же прославился Николай Озеров не только своими репортажами, но и мужеством, проявленным в некоторых из них.
Сейчас трудно себе представить ситуацию, в которой комментатор ведет репортаж вне комментаторской кабины. Но для того, чтобы максимально погрузить зрителя в самую гущу спортивных баталий, например, во время хоккейного матча, Николай Николаевич традиционно располагался в непосредственной близости от места действия, нередко тем самым подвергая себя опасности. По воспоминаниям одного из ведущих режиссеров спортивного телевидения Яна Садекова, во время хоккейных состязаний, монитор для Озерова зачастую устанавливали там, где заканчивалось защитное стекло или сетка. Все знали, что Озеров всегда ведет репортаж от бортика.
Так было и в тот вечер, когда хоккеисты ЦСКА играли против московского Динамо. Ажиотаж вокруг столичного дерби был огромный, а остроты добавлял факт присутствия на игре Генерального секретаря Леонида Ильича Брежнева, ведь не секрет, что именно в присутствии болельщика номер один на трибуне ледового дворца, игроки команд играли с максимальной самоотдачей. В какой-то момент, у борта, от которого вел репортаж Озеров завязалась нешуточная борьба между армейцем Сергеем Капустиным и защитником динамовцев Валерием Васильевым. В пылу этой борьбы один из игроков, отмахнувшись клюшкой, сразил комментатора наповал. Мгновение, и Николай Озеров, словно подкошенный, рухнул на пол. По его лицу брызжет кровь, но не смотря на ЧП матч прерывать нельзя.
В ожидании традиционного выхода в радиоэфир, который должен был состояться ровно за десять минут до конца третьего периода, неподалеку, находился Евгений Майоров. Именно Озеров однажды предложил Майорову поработать комментатором. Николай Николаевич и стал впоследствии его главным учителем. Работа на радио и телевидении захватила Майорова полностью. С такой же страстью, как когда-то играл в хоккей, он постигал мастерство спортивного комментатора и журналиста. Отчасти, именно благодаря Николаю Озерову, со временем он стал одним из ведущих спортивных комментаторов страны. Трансляция идет, а в эфире все это время тишина. Подоспевший на помощь Майоров, склонившись над лежащим на полу Озеровым попытался забрать микрофон, но Николай Николаевич держит железной хваткой и микрофон не отдает, ведь неизвестно, кто может воспользоваться беспомощностью травмированного комментатора для того, чтобы элементарно нахулиганить в эфире.
Майоров тихо прошептал на ухо: «Николай Николаевич, это я, Майоров». Только тогда Озеров разжал пальцы. В этот момент на место ЧП прибыли санитары с носилками. Многие тогда заметили, что за всем происходящим вне хоккейной площадки пристально наблюдал из правительственной ложи Леонид Брежнев. Он очень часто бывал на хоккее. Председатель Гостелерадио СССР Сергей Лапин всегда инструктировал своих подопечных: «В третьем периоде Брежнева не показывать!» Леонид Ильич, находясь на хоккее в окружении членов политбюро мог немного выпить, закурить сигарету. Лицо его при этом становилось багровым. Когда же команда ЦСКА забрасывала шайбу, Брежнев активно жестикулировал, радовался и обязательно при этом толкал в бок кого-нибудь из тех, кто находился рядом.
Перерыв уже на излете, а о состоянии Николая Озерова нет никакой информации. Обеспокоенный Ян Садеков вынужден был отправить оператора Михаила Савина к медикам, для того, чтобы узнать, что с Озеровым – жив ли? Но вот, минута до начала периода, из раздевалок выходят хоккеисты, а из подтрибунного помещения к бортику направляется совершенно невозмутимый и сосредоточенный Николай Николаевич Озеров. Лоб перевязан, кровь сочится сквозь бинт. С торжеством он берется за микрофон: «Мы продолжаем наш репортаж!»
На всю страну дают картинку – Озеров с повязкой. Пусть весь Советский Союз знает и видит, какой героизм! Матч закончился, телезрители услышали традиционное: «На этом мы заканчиваем наш репортаж, организованный телевидением Советского Союза, вел репортаж Николай Озеров», Ян Садеков подошел к Озерову: «Николай Николаевич, сверлите дырочку на лацкане пиджака. Леонид Ильич все видел – точно «Героя» дадут!»
PS: В аналогичной ситуации побывал однажды и комментатор Ян Спарре. Во время хоккейного матча, он так же был травмирован клюшкой кого-то из игроков. Но к микрофону, в отличие от Озерова в этом матче он не вернулся. Заменил его тогда Владимир Писаревский.