Важнейшим из искусств для нас является... хоккей!
Советский кинематограф можно смело охарактеризовать как яркое и самобытное явление в истории отечественной культуры. За 70 лет существования Советского государства, нашими кинематографистами было создано огромное количество кинолент, впоследствии ставшими культовыми в нашей стране, и являющимися таковыми по сей день. Кино на протяжении целых десятилетий формировало сознание поколений, являясь неотъемлемой частью повседневной жизни людей, которые в буквальном смысле выросли на классике отечественного кинематографа.
Советская власть в полной мере смогла оценить то влияние, которое может оказать кино на общественность. Именно поэтому, на протяжении всей истории развития киноиндустрии у нас в стране, киноэкран безоговорочно закрепил за собой статус мощнейшего орудия пропаганды и агитации. В годы, предшествующие Великой Отечественной Войне кино способствовало укреплению идеологии нашего государства. Под воздействием кинематографа, Советская молодежь активно вступала, в различного рода, военно-патриотические организации.
Наше кино культивировало героев, которые воспитывались крепкими и мужественными, готовыми в любую секунду встать на защиту рубежей своей Родины. И, конечно же, спорт в отечественном кино всегда занимал особое место. Через призму этого вида искусства, простые граждане страны советов могли ознакомиться с повседневной жизнью спортсменов, ведь художественный фильм, как правило, отображал не только спортивную составляющую того или иного киногероя, но и бытовую сторону его существования в обществе.
Над сценариями к отечественным спортивным кинолентам в разные годы трудились лучшие представители литературы. Тем не менее, их писательский талант мог лишь немного приоткрыть завесу того или иного события из мира спорта. Причина этого проста - зачастую то, что происходит внутри спортивных коллективов, скрыто от посторонних глаз. Кино давало возможность зрителю проследить весь путь героя к вершине спортивного олимпа, и это, безусловно, притягивало в кинотеатры огромное количество людей.
Писатель Юрий Трифонов считался безоговорочным лидером Советской городской прозы, историком и аналитиком. Удивительным образом ему удавалось оставаться человеком, который, не поступаясь своими принципами, достаточно правдиво рассказывал на страницах своих произведений о событиях, происходящих в нашей стране. Но даже он иногда сталкивался в работе с трудностями, вызванными издержками той или иной отрасли, которую Трифонов описывал в своих очерках. В большей степени это касалось его работы в кинематографе, ведь на основе его рассказов создавались сценарии для очередного кинопродукта.
Сам Юрий Трифонов, являясь членом редколлегии журнала «Физкультура и спорт», бывал частым гостем на различных хоккейных мировых форумах. Хоккей он очень любил и был дружен со многими звездами этого всенародно любимого вида спорта. В 1958 году на страницах газеты «Советский спорт» был опубликован его рассказ «Победитель шведов», сюжет которого был построен вокруг взаимоотношений хоккеиста Эдуарда Дуганова (в фильме его будут звать Анатолием) с девушкой по имени Майя Сорокина. Связующим звеном между двумя влюбленными молодыми людьми был двенадцатилетний мальчишка – Алеша.
Рассказ сразу же стал настолько популярным, что во дворах, на импровизированных хоккейных площадках, мальчишки, гоняющие по утоптанному снегу консервную банку, зачастую именовали себя прозвищем «Дуган». «Мосфильм», безусловно, не смог пройти мимо этого талантливого, полюбившегося болельщикам всех возрастов произведения и в 1962 году сценарий художественного фильма под названием «Хоккеисты» был запущен в производство. Сюжетная линия претерпела достаточно серьезные изменения.
Романтику решено было «спрятать» за конфликтную ситуацию между тренером Лашковым и ведущей тройкой заслуженных ветеранов команды «Ракета». Смена поколений в спортивных коллективах зачастую обостряла взаимоотношения между тренером и ветераном команды, и, возможно, впервые автором сценария было принято решение эту проблему более детально донести до зрителя.
Работать над созданием картины было поручено режиссерам Рафаилу Гольдину и Владимиру Басову. Именно Басову мы обязаны тем, что фильм увидел свет в том виде, в котором он демонстрировался в кинотеатрах, но об этом мы расскажем чуть ниже, а сейчас лишь отметим то, что главные роли в этой киноленте играли настоящие звезды отечественного кино: Николай Рыбников, Вячеслав Шалевич, Геннадий Юхтин, Владимир Ивашов, Георгий Жженов, Михаил Глузский, Евгений Шутов, Люсьена Овчинникова, Эльза Леждей, Лев Дуров, Николай Граббе, Герман Качин… От такого созвездия имен у любого киномана в нашей стране могла закружиться голова.
Интересный кинематографический опыт получил чемпион мира и олимпийских игр Алексей Гурышев, исполнивший одну из заметных ролей в фильме, а бывший армеец Москвы Владимир Елизаров отметился очень ярким и запоминающимся эпизодом. Владимир Писаревский, наш замечательный спортивный комментатор, принимал участие сразу в нескольких эпизодах. Именно он в самом начале фильма отдает Николаю Озерову протокол с составами команд. Он же поучаствовал и в хоккейной части, играя в массовке, непосредственно, в хоккейной амуниции.
Консультантом в картину был приглашен наш великий хоккейный тренер Аркадий Чернышев, который, к слову сказать, довольно часто отлучался, выпадая из рабочего графика, и по этой причине всю основную работу он перепоручил своему молодому помощнику Виктору Тихонову, окунувшемуся в творческий процесс, что называется, с головой. Благодаря его кропотливому труду, сам хоккей в фильме снят и показан очень достоверно, без ощущения какой-либо фальши или наигранности.
От первого лица
Вячеслав Шалевич:
— «...Я действительно болельщик, правда, с небольшим стажем. Болельщик я ярый и скажу откровенно, что болеть я стал после того, как снялся в картине «Хоккеисты» и почувствовал сердцем, что это за игра. Отлично помню мгновения, когда пять или шесть игроков-хоккеистов, наблюдая за тем, как я колупаюсь на льду, говорили: «А, артистик там колупается…», и так давали мне, я не знал, у какого борта остановлюсь. Бились со мной по-настоящему. Бросали меня на стенки, у меня оказался сломан палец. Когда начались съемки, меня спросили: «Вы уметете кататься на коньках»? Я уверял всех - умею, позабыв о том, что в последний раз пробовал кататься в детстве на полозьях, привязанных к моим валенкам. Когда же я облачился в хоккейную амуницию, клюшка здорово выручала, служив мне третьей опорной точкой.
Помню, как живо наблюдая за мной, Старшинов и Майоров спорили о том, смогу ли я сделать три шага. Можете себе представить, как я это все теперь чувствую и переживаю. Чтобы съемка была более достоверной, «подсъемки» вели прямо во время матчей Чемпионата СССР, а хоккеисты выходили на лед в костюмах героев фильма. Запомнилось, как сидел на скамейке запасных с игроками «Спартака» и в перерыве отправлялся вместе с ними в раздевалку. Но перед самой дверью Всеволод Михайлович Бобров меня от ребят отодвигал и говорил: «А ты тут подожди». В раздевалку он меня не пускал.
Но самое главное, что я заметил в своей работе, своей встрече с этой игрой, это то, как наша работа удивительным образом похожа на работу этих ребят, хоккеистов. Они работают перед зрителем, и мы тоже работаем перед зрителем. То волнение, которое мы испытываем перед выходом на сцену, безусловно, испытывают и ребята. И конечно, актеры – это хоккеисты, а спектакль – это разыгрываемая драма на наших глазах. А режиссер – это конечно же тренер...».
Геннадий Юхтин:
— «...Спорт в целом и хоккей, в частности, должны поднимать дух человека и, что касается меня лично, то так оно и есть. Хоккей – это один из самых азартных и мужественных видов спорта. Я это испытал, что называется, на собственной шкуре, когда снимался в этом фильме. Мы, артисты, были горды и счастливы тем, что нам доверена такая честь и старались изо всех сил воссоздать на экране истинный хоккей. Случались ситуации, когда мы получали травмы, и я однажды прилично приложился о борт, после чего отлеживался. В отечественном кинематографе это был один из первых фильмов о хоккеистах, которые в те годы были кумирами всей нации, и мы очень старались быть достойными славы наших знаменитых игроков.
Я исполнял роль крайнего нападающего Кудрича, а Вячеслав Шалевич, игравший со мной в одной «тройке» - роль центрального нападающего Дуганова. Подтекстом имелось в виду, что мы как бы действовали в роли хоккеистов армейской тройки Боброва. Роль тренера играл Коля Рыбников. Кстати, сценарий к фильму написал наш замечательный писатель Юрий Трифонов, взявший за основу свой же собственный рассказ «Победитель шведов». И он часто приходил на съемки. Дублерами у нас играли хоккеисты московского «Динамо», были и спартаковцы, в частности, Слава Старшинов. А тренером у нас, актеров, был молодой тогда Виктор Тихонов, - впоследствии наш знаменитый тренер...».
Виктор Тихонов:
— «...Ведь эту картину в самый первый раз забраковали, и спас ее Владимир Басов, убедивший руководство «Мосфильма» в том, что брак можно исправить. Там есть часть эпизодов, когда на льду снимали. При проявке испортили пленку, и когда переснимали некоторые эпизоды с хоккеистами на льду, вместо льда уже был обычный пол. Я влез в это дело лишь потому, что график для меня был удобный – снимали в основном поздно вечером, а иногда и ночью. Массовке из числа болельщиков платили «трешник» (три рубля). К каждому съемочному дню я сам очень серьезно готовился. Снимали и в «Лужниках», и в «Сокольниках».
То, что касалось самого хоккея в картине, я готовил сцены – где и кто должен проходить, в сценарном плане чертил схемы для операторов, а тогда Лебешев снимал. Так вот, как только бригада операторов появлялась на площадке, уже все декорации и даже свет были готовы к работе. Они удивлялись: «Виктор, с вами просто все получается. Вы уже все расставили, подготовили». Аркадий Иванович на съемках практически не был, и в первый состав хоккеистов, в массовку, набрали кого попало. Я тогда поехал в Электросталь и привез ребят оттуда.
Шалевича всегда очень ждали. Ждали, когда он подготовится и выйдет. Он выходил на лед, размахивался клюшкой и тут же подлетал вверх ногами. Хохот стоял жуткий, конечно. Рыбников был замечательный. Вообще, вся группа была замечательная и я получал огромное удовольствие от общения. Хоккейную часть я отработал, все отсняли и получилось, на мой взгляд, достаточно хорошо. Но позже был такой эпизод. Меня пригласили на «Мосфильм», и директор «Мосфильма» Сурин попросил поделиться впечатлениями от работы. Ну и я там выступил в своем стиле, сказав, что так не годится. Сурин удивился: «Почему»? Я ему: «Вот вы пишете в сценарии, что этот хороший, а этот плохой. И все. Но вы же судьбу человека не знаете, и не даете возможности зрителю эту судьбу проследить».
Короче говоря, прочел целую лекцию. Сурин помолчал, а потом говорит: «Впервые вижу человека, который здесь критикует всех нас». Разговаривал я и с Трифоновым. Ведь в сценарии пришлось много чего переделать. Я говорю ему: «Поймите, ну такого не может быть, ну никак не может. Это ведь жизнь, это совершенно другое». Он стал возражать: «Ну как же так? Мне ведь Тарасов рассказывал…» Очень хороший разговор, на самом деле, был с Трифоновым...».