От Москвы до самых до окраин. Часть II
« — Ходить надо много. Вот сегодня прошел 28 километров. Но на свежем воздухе совсем не тяжело. Я и здесь спортом занимался. За БАМ ездил играть в футбол в Братск, Тынду и Усолье-Сибирское. В хоккей тоже играл, и первые места мой поезд занимал. Так что я большой спортсмен...»
Н.Великий. Участник строительства БАМа
* * *
БАМ встречает чемпионов мира
Обширные таежные пространства Сибири и Дальнего Востока, расположенные в сотне километров от транссибирской магистрали, очень долго были практически не заселены и не освоены. Шестидесятиградусным морозом и сорокаградусной жарой, полчищами свирепых комаров, болотными топями и горными хребтами, отгородилась от присутствия человека эта земля. В редких поселениях коренной сибиряк занимался охотой, водил плоты, вместе с геологами проникал в самые недоступные уголки и постепенно убеждался в том, что далеко не все богатства родного края открыты глазу, и что очень много их спрятано под землей. Железо и уголь, медь и асбест, слюда и золото таились в горных кладовых.
Вот только дорог к тем кладовым совершенно не было. Строить БАМ взялась вся страна. В апреле 1974 года первые эшелоны комсомольцев отправились в восточную Сибирь. На комсомольскую стройку съезжались со всего Советского Союза. Из Москвы, Ленинграда. Харькова, Ташкента… Новым станциям присваивали даже неофициальные двойные названия. Поселок Нию, например, строили в основном жители Грузии, поэтому его именовали «Грузия-БАМ». Были на карте и Ростов-БАМ, Беларусь-БАМ, Украина-БАМ и другие. От старой транссибирской магистрали в тайгу двинулись десантные отряды.
Наступлению холодов приходилось радоваться, ведь при первых заморозках твердела почва и этот фактор значительно облегчал передвижение техники по земле. На каждом шагу первопроходцев подстерегали трудности и даже опасности. Через тайгу прорубались, прокладывали просеки для линии связи и электропередач, засыпали грунтом дороги и по ним подтягивали мощную технику. По воспоминаниям многих, труднее всего было прорубаться через гранит. Горные преграды чередовались с водными, а каждая, уложенная железнодорожная решетка – это был настоящий шаг вперед. При этом строители, заканчивая работу, зачастую не возвращались в родные края, а оставались жить в уже любимой Сибири навсегда.
Тяжелые условия труда не лишали строителей БАМа оптимизма. Ими возводились новые города и поселения, люди обзаводились семьями и налаживали быт. Для строителей магистрали, со временем стали создаваться более-менее приемлемые условия. Это в первую очередь касалось линии снабжения, которое на БАМе было в то время лучше, чем в среднем по стране. Все советские годы традиционным средством поднять боевой дух строителей очередной великой стройки, каждая из которых была похожа на другую тяжелейшими условиями труда, являлись агитационные поезда. Через полтора года после того, как БАМ был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой, осенью 1975 года, в Тынду, столицу БАМа, отправился первый такой поезд.
Состав из пяти вагонов красного цвета, прозванный «красным эшелоном», курсировал по БАМу, устраивая концерты, встречи с известными спортсменами, кинопоказы, выставки и лекции. Только за первый год рейсов он прошел 40 тысяч километров — один виток вокруг земного шара. Так же, как снабжение, так и культурная жизнь в агитпоезде, могла вполне сравниться со столичной. В тайгу приезжали знаменитые артисты эстрады - Иосиф Кобзон, ВИА «Самоцветы», «Песняры» и даже американский артист, известный своей любовью к Советскому Союзу - Дин Рид. Для строителей устраивались показы новых фильмов, а также привозились репродукции картин из Третьяковки, Эрмитажа и Русского музея. В поезде были клуб, библиотека и кабинет комсомольского активиста. Успех агитпоезда был огромный — люди с детьми проходили 12 километров по тайге на лыжах, чтобы послушать лекцию о живописи, увидеть своих кумиров, а потом столько же шли обратно. За все годы стройки агитпоезд прошел по БАМу около 500 тысяч километров.
В те далекие уже времена победы наших хоккеистов служили некоторой отдушиной для людей, день и ночь трудившихся на благо нашей Родины. Именно поэтому популярность Советских спортсменов в народной среде была сравнима с популярностью космонавтов. Игроков нашей сборной знали, как говориться, по номерам и фамилиям. Во время многочисленных встреч хоккеистов сборной СССР с передовиками производств или просто рабочими, многие с восторгом говорили о том, что, будучи студентами праздновали победы нашей хоккейной дружины уличными шествиями и песнями под гитару. А иначе тогда праздновать и не могли, ведь в большинстве случаев, уровень культуры не позволял проявлять любовь к спорту через агрессию. Была безграничная благодарность, о которой нынешнее поколение спортсменов может лишь мечтать.
В один из пасмурных дней, по трапу самолета на сибирскую землю спускались те, кого с нетерпением ждали все без исключения строители Байкало-Амурской Магистрали – тренеры и ведущие игроки сборной команды страны по хоккею, завоевавшие в очередной раз «золото» Чемпионата мира. В гости к строителям пожаловали: Виктор Васильевич Тихонов, Владимир Владимирович Юрзинов, Александр Мальцев, Владислав Третьяк и Виктор Шалимов. Сибиряки принимали гостей, как национальных героев, и несмотря на плотный график встреч и выступлений, именитые хоккеисты ни разу не обмолвились об усталости, не жаловались на необустроенный быт, к которому им пришлось привыкать в этой поездке. Наоборот – встречи проходили очень живо и интересно.
Виктор Шалимов вспоминал:
« — Прилетели на БАМ, тут же нас стали приглашать в гости, угощать сибирскими разносолами. Ну а как же обойтись без того, чтобы пригубить под грибочки и рыбу местного приготовления, вкусной настойки? Но бдительный Виктор Васильевич Тихонов был против затянувшихся застолий. Мотивировал тем, что нам надо успеть побывать еще в нескольких местах. Мы сначала расстроились, но все же смогли выйти из положения. Подговорили одного из крупных местных чиновников. Отвели его в сторонку и тихонько говорим, мол, не могли бы вы попросить Виктора Васильевича сказать тост и выпить за строителей? Виктор Васильевич был бы очень этому рад. Сидим за столом, все в приподнятом настроении. Саша Мальцев, подняв фужер, сказал красивый тост, за ним Владик Третьяк. И вот, тот самый чиновник просит произнести тост Тихонова. Виктор Васильевич встал, сказал очень хорошие слова и не притронувшись к фужеру с наливкой, опустился на стул. Чиновник не унимался, говоря, что у них так не принято. Раз вы сказали такие красивые слова, то обязательно должны выпить за рабочий класс. Тихонов выпил, конечно. Постепенно обстановка разрядилась, и тренер нам ничего уже не запрещал...».
Сам же Виктор Васильевич довольно часто подчеркивал важность таких поездок и для людей, и для самих хоккеистов:
« — В спорте отношения были чище. Поэтому и народная любовь к спортсменам была велика, куда бы мы не приезжали. Руководство ЦК Комсомола попросило, чтобы мы с командой поехали на БАМ, на Байкал. Два года подряд мы ездили. Как нас встречали! С какой безграничной любовью! Мы видели в каких условиях жили и трудились совершенно молодые ребята. Температура воздуха +5, а в палатке, где они жили +10. Представляете? Комарье, кошмарная обстановка! Такое там увидели, что с годами не забывается. Помню, как только из вертолета вышли с Владиком (Третьяком), а навстречу идет молодая пара. Несут в пеленках и в шерстяном одеяле младенца. Подходят и говорят: «Владислав, в вашу честь мы сына назвали Владиком». Разве можно к этому отнестись равнодушно? Это очень заряжало ребят. Откровенно говоря, они ведь не были оторваны от повседневной жизни. Команда встречалась с артистами, мы бывали на спектаклях в «Современнике», причем с игроками зачастую приходили и их жены, подруги. Все это оставляло прекрасное впечатление и способствовало снятию колоссального напряжения. Однажды после Чемпионата мира мы возвращались. Кажется, в Бресте у нас был заказан ужин в ресторане. Поужинали, выходим, а площадь вся заполнена людьми. До сих пор не знаю – кто их собрал. Одна старушка подходит к Фетисову, кланяется. Слава растерялся и шепчет: «Елки-палки…» Я говорю ему: «Вот, Слава, за эту любовь вы и воюете на льду, вот за это отношение. Посмотри, как народ вас любит..!»